Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

04.09.2015 13:29 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Без меня, меня судили»

Наверняка многие потребители, в настоящее время, пользуются услугами Банков или микрофинансовых организаций, заключая кредитные договоры (договоры займа). В современной реалии действительно такие услуги очень доступны.

Однако, получая кредит, мы берем «чужие деньги, а отдавать приходится «свои» и иногда в жизни случаются непредвиденные обстоятельства, которые не позволяют вовремя исполнить обязательства по возврату заемных средств. В этой ситуации, не будет новым тот факт, когда потребители сталкиваются с так называемой «продажей долгов» и, как следствие, действиями колекторских организаций.

В Консультационный пункт Роспотребнадзора обратился потребитель с просьбой разъяснить его права относительно действий организации по взысканию кредитной задолженности (договор 2005 г.). В частности, он пояснил, что на его домашний адрес поступил почтовая корреспонденция. В конверте он обнаружил заочное решение суда о взыскании с него суммы долга и квитанцию, с указанием реквизитов для перечисления денежных средств коллекторской организации.

При анализе представленных им документов, консультационным пунктом было обнаружено, что указанный документ не является решением, выданным судебным органом. Хотя, визуально, на первый взгляд, потребителю, не имеющему юридического образования достаточно затруднительно провести аналогию. Направленный «документ» содержит: № дела, указание на судебный орган, вид решения (заочное решение, именем Российской Федерации), дату вынесения. В нем изложены обстоятельства дела, указаны ФИО должника, сумма задолженности, имеется ссылка на нормативные акты. Документ заверен подписью печатью.

Однако, при внимательном его изучении можно заметить, что атрибуты, присущие этому «документу» не соответствуют установленным законодательством, реквизитам решения, принимаемого органами судебной власти. В частности, в «документе» отсутствует точное указание судебного органа (указано только — районный суд Свердловской области). На титульном листе указан герб с изображением фемиды, держащей в левой руке весы, скорее всего, этот атрибут либо вымышленный, либо принадлежит организации взыскателя. На судебных решениях недопустимо размещение каких-либо символик. Реквизиты печати также содержат наименование колекторской организации, а не суда, да и текс «решения» изложен с нарушениями требований гражданско-процессуального законодательства (отсутствует разделение на вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части).

Таким образом, направленный в адрес потребителя «документ» не является подлинным решением суда.

В нижней части листов очень мелким шрифтом содержится указание на то, что «данное решение является примером, представленным в целях информирования». Однако, данная информация расположена в нижней части документа, плохо разборчивым, очень мелким, не соответствующим требованиям законодательства шрифтом (менее 2 мм), что не позволяет потребителю сразу обратить на нее внимание, а напротив, персональные данные должника, сумма задолженности, законодательство и иные атрибуты (герб, печать), отпечатанные жирным шрифтом позволяют потребителю, не обладающему специальными познаниями, считать этот документ достоверным и вызывает их обеспокоенность.

В соответствии с п. 3. ст. 1, п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Полагаем, что в действиях коллекторской организации, как участника гражданских правоотношений, усматривается недобросовестное поведение, манипулирование сознанием людей, слабо ориентирующихся в данной сфере, а также злоупотребление правом, как экономически сильной стороны в потребительских отношениях.

Этому свидетельствуют следующие факты:

- такое «решение суда» направляется без каких-либо сопроводительных документов, комментариев, или разъяснений для потребителей, которые, полагаясь на его подлинность, могут посчитать себя злостными неплательщиками, со всеми вытекающими последствиями. Хотя, в действительности, такой факт не был исследован в судебном заседании и установлен судом, поскольку несвоевременной уплате кредита могут предшествовать различные объективные или субъективные обстоятельства, которым должна быть дана соответствующая судебная оценка.

- коллекторская организация, направляя «решение суда» безапелляционно делает акцент на то, что задолженность с должника взыскивается в полном объеме, хотя в действительности, не во всех случаях, решения принимаются в пользу ответчиков.

- документ направлен в виде «заочного решения», которое в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства предполагает неявку в судебное заседание ответчика, без обоснования причин. Таким образом, заведомо предполагается, что гражданин не явится в суд, и не будет отстаивать свои права.

Следует также отметить, что действующим законодательством предусмотрены права лиц, участвующих в судебном заседании. В частности: они вправе защищать свои права лично или через представителей, представлять доказательств, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, приводить свои доводы или возражения, обжаловать судебные постановления и т.д.

Кроме того, потребителям следует знать, что иски могут быть предъявлены в суд в пределах срока исковой давности, который по данной категории составляет – три года (ст. 196, 199 ГК РФ). Пропущенный срок давности, о котором заявляет сторона в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Исходя из представленных документов потребителя, имеются основания полагать, что срок исковой давности истек и если бы должник заявил об этом в суде, судом было бы принято отказное решение.

Однако, информация о данных правах должника, не доводится до него должным образом, а направляемые «письма счастья», с изложением искаженной информации, вводит потребителя в заблуждение.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального Закона РФ от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) лица, осуществляющие деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита, с намерением причинить вред заемщику, а также злоупотреблять правом в иных формах.

Поскольку, деятельность по внесудебному возврату задолженности до настоящего времени не урегулирована отдельным законодательным актом, к сожалению, следует констатировать, что в этой сфере имеют место быть различные нарушения

Вместе с тем, хотелось бы порекомендовать потребителя, оказавшимся в подобной ситуации, не паниковать, а подробно ознакомиться с переданными документами, а в случае необходимости получить полную юридическую консультацию. При нарушении прав, свидетельствующих о признаках преступлений (мошенничество, вымогательство) граждане вправе обратиться в правоохранительные органы.

Консультационный пункт Роспотребнадзора оказывает гражданам бесплатные консультации, а также оказывает услуги по составлению различных юридических документов (претензии, жалобы, заявления, ходатайства, отзывы в суд и т.д.)

Адрес и график работы Консультационного пункта:

- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).

- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник с 09-30 часов до 15-30 часов).

- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 15-30 часов).

- г. Кировград: ул. Свердлова, 46 (2-й, 4-й четверг месяца с 09-30 часов до 15-30 часов).

- г. Нижняя Салда: ул. Ломоносова, 11 (1-й, 3-й четверг месяца с 10-00 часов до 15-00 часов).

Юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» С.А.Барышникова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19