Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дьячков Алексей Васильевич

  • Архивные данные:
    Дьячков Алексей Васильевич
Дьячков Алексей Васильевич.

Дьячков Алексей Васильевич родился в 1913 году. Работал на НСМЗ, цех рельсовых скреплений. Проживал в Н.Салде по ул.П.Коммуны, 56.

Призван в РККА 17 октября 1941 года Нижне-Салдинским РВК. Член ВЛКСМ. Гв. красноармеец, бронебойщик, 40 гв. стрелковая дивизия, 116 стрелковый полк, Сталинградский, Донской фронты. Погиб 6 сентября 1942 года. Захоронен в Сталинградской (Волгоградской) обл., Сиротинский район, Камышинский сельсовет, х. Дубовой.

Имя увековечено в Книге памяти, т.5, на мемориалах в Нижней и Верхней Салде.

«У стен волжской твердыни подразделение 40-й гвардейской стрелковой дивизии, состоявшее в основном из уральцев и москвичей, преградило дорогу врагу. Молодые гвардейцы не сдали немцам ни одной пяди родной земли. Силы врага превосходили в четыре раза наши силы, враг бросил против нас танки, пехоту, авиацию, но ничто не смогло сломить величайшего мужества советских бойцов.

Ни днем, ни ночью трое суток гитлеровцы не давали покоя: атаковали, отходили и снова атаковали. Бойцы шатались от усталости, лица почернели от бессонницы и порохового дыма, но руки крепко держали оружие. Не отдать высоту, не пустить врага к Дону – таково было непоколебимое решение воинов. «Умрем, но ни шагу назад!» — так решили все: от генерала до бойца.

Это была святая клятва Родине. Она была выполнена. Пять раз озверелые гитлеровцы бросались на рубеж кочетковцев. Шестнадцать героев-бронебойщиков подбили и сожгли 12 танков, уничтожили много немцев, но свой рубеж отстояли. Свердловчанин Тарзин из противотанкового ружья подбил две фашистские громадины. Был тяжело ранен, но не покинул поле боя, в единоборстве с третьим танком был ранен уже смертельно, но успел поджечь и этот. В бою участвовали и уральцы-салдинцы: В.З.Пичугин, И.И.Кунгуров, А.Медведев, И.Е.Мельников, М.Махонин, москвичи Н.И.Пьяных, комиссар батальона З.Х.Пономарев и другие. Все они пали смертью храбрых. Сотни бойцов и офицеров прославили себя подвигами.

Только за один день, 21 августа, было отражено 17 вражеских атак, склоны обороняемой высоты покрылись трупами фашистов.

23 августа с утра фашисты вновь предприняли несколько яростных атак, но все они были отражены. На участке воцарилась тишина. Это затишье не предвещало ничего хорошего. Комбат чувствовал, что скоро фашисты двинут на высоту танки. Он беспокоился, выдержит ли батальон этот натиск? Силы истекают. Много бойцов погибло, будет очень тяжело. Комбат не ошибся. Из-за бугра вынырнула колонна танков, за ними пехота. Два фашистских батальона и 40 танков шли на позицию гвардейцев. Развернувшись фронтом и открыв огонь из пушек и пулеметов, стальные чудовища ринулись к высоте.

Грозна и неотразима была наша контратака. Враг в панике бежал, оставив на поле боя 18 подбитых танков и горы трупов. Высота осталась за нами. В этом бою комбат Кузнецов сам подбил три танка и в единоборстве пал смертью героя. Родина посмертно присвоила ему звание Героя Советского Союза.

В этот день, во время кратковременного затишья на фронте написал последнее коротенькое письмо-треугольник родным и бронебойщик-салдинец Алексей Васильевич Дьячков. Он писал: «Сегодня еще жив, пожелайте нам успехов». Он пал смертью храбрых.

«…Враг был остановлен. Немцев заставили отказаться от наступления и принудили перейти к обороне...» Эти строчки переписала из газеты старшая сестра Алексея Дьячкова Александра Васильевна Шульгина. А вот что она рассказывает о встречах возле братской могилы в станице Сиротинской на Дону:

«Герои, умирая, знали, что их Родина не забудет. Так оно и есть. Павшие герои, особенно после двух десятилетий безмолвия, как бы ожили, напомнили живым об их долге перед мертвыми. Каждый потерявший близкого, родного, думал, где он, как бы узнать, разыскать его могилку. Думали так и мы. И вот в декабре 1965 года получили письмо от красных следопытов, которые писали:

«Ваш близкий, родной человек Дьячков Алексей Васильевич погиб смертью храбрых за нашу Родину, за наше счастливое детство у стен волжской твердыни, в большой излучине Дона, в станице Сиротинская. Братская могила, где навечно остался Алексей Васильевич, находится около Шохино-Дубовской школы под Сталинградом».

Райсовет, райком партии, сиротинцы и следопыты Шохино-Дубовской школы пригласили нас на празднование 9 мая – Дня Победы в 1966 году. И мы поехали отдать земной поклон родной могиле. Приехали на праздник не только родные погибших, но и много участников тех грозных боев в большой излучине Дона. Всего было 34 человека. О душевном приеме и встрече нельзя вспоминать без слез.

После такой встречи под Сталинградом у меня появилось много друзей, регулярно переписываюсь с родными погибших из Москвы, Свердловска, Пензы, Ленинграда и других городов.

Могилу второго брата — Александра Васильевича красные следопыты разыскали в городе Изюме Харьковской области, и когда мы приехали к ним в школу №4 города Изюма, они повели нас в комнату Боевой славы. Нам показали материалы о погибших своих учащихся и учителях школы, о всех павших за их родной город Изюм, о тех, кто навечно остался в братской могиле, над которой установлен величественнейший монумент «Скорбящая Родина-Мать».

На одном большом стенде остановились наши взоры. На фотографии был наш Саша.

Мы благодарны красным следопытам за доставленную нам радость, благодаря тем людям, которые свято чтят память о погибших во имя жизни и счастья живущих сейчас».

«Под гвардейским знаменем», Салдинский рабочий», 1966 г.

По материалам сайта «Память народа», Книги памяти Салдинского края и Нижнесалдинского краеведческого музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12