Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Шабаршин Николай Андреевич

  • Архивные данные:
    Шабаршин Николай Андреевич
Шабаршин Николай Андреевич.

Шабаршин Николай Андреевич родился в 1905 году в Свердловской обл., г. Нижняя Салда.

Призван в РККА 30 сентября 1944 года Нижне-Салдинским РВК. Красноармеец, п/п 01154. Пропал без вести в январе 1945 года.

Имя увековечено в Книге памяти, т.5, на мемориале в Н.Салде.

«Эта история не была предназначена для широкой публики. О своём дедушке Николае Шабаршине, отправившемся на фронт в составе штрафной роты и без вести пропавшем в 1945 году, преподаватель училища Ирина Зайцева решилась рассказать лишь пару лет назад, на одном из классных часов в своей группе. Тогда же принесла в класс треугольные письма с фронта, которые хранила бабушка. Студенты прониклись историей солдата и решили помочь найти хоть какую-то информацию о нём. Поиски вылились в большой исследовательский проект под названием «Николай Андреевич Шабаршин — Н.А.Ш.»

Николаю Шабаршину было 39 лет. Он стремился на фронт, но «бронь» не пускала — занимал должность директора Нижнесалдинского совхоза. Стеречь поля с созревшей для фронта картошкой, когда в стране лютует голод, было не лёгкой задачей. Одно дело беречь их от вредителей, и совсем другое — от голодных односельчан...

Однажды Шабаршин, объезжая поля, увидел женщину, воровавшую картофель.

- Ты знаешь, чей картофель воруешь? — спросил он.

- Мне плевать на государство, у меня дети голодные, — отчаянно отрезала мать.

Николай Андреевич не сдержался — ударил. Дальше — суд и, по законам военного времени, 5 лет исправительной колонии с исключением из партии. Наказание можно было заменить двумя месяцами на фронте. Не думал будущий рядовой красногвардеец штрафной роты, что именно так доведётся служить Родине...

Переписка с женой Таисией Тимофеевной началась сразу после отправки эшелона в сентябре 1944 г. в Еланские лагеря, где штрафники проходили 10-дневный курс подготовки бойца.

«Еду на фронт... Прошу вас, плакать не надо. Держите себя в руках. Наоборот, гордиться надо, что ваш муж, сын, отец на фронт едет. Напишу уже из Москвы», — сообщает он в письме от 14 октября. Но любящая супруга украла у судьбы последнее свидание с мужем. Она перехватила его поезд на стоянке в Свердловске и пробыла с мужем почти сутки, передав ему продукты.

Как они спасли его в эти 20 дней пути до Белорусского фронта!

«Я вижу, что сделали немцы со Смоленском — кругом одни развалины. Рассказывают, что и Минск также разрушен. Но мы должны отомстить за все их злодеяния!», — описывает Николай Андреевич дорогу. Он пишет почти каждый день. Переживает за семью и за то, как «идет дело», так как приговор отправили на обжалование. «Я подчас ночи не сплю. Пусть тебе всё скажут, не стесняются. Когда сообщите — мне легче будет…»

4 ноября 1944 года Шабаршин прибыл на фронт, попал в 278 отдельную армейскую штрафную роту, которая входила в состав 3 Армии.

«Обо мне не беспокойтесь, а думайте больше о себе. Не жалейте ничего, проживайте. Жив буду, вернусь — ещё наживем», — пишет наш штрафник жене и троим детям. А на полях одного из писем примечание — «писал, а снаряды рвались недалече».

Николай Андреевич на передовой, до немцев — всего 300 метров. «Жизнь моя фронтовая. Живём в блиндажах и траншеях. В баню ходил в этом месяце 23 ноября, да и то неудача — погорела вся баня и обмундирование, которое было выдано в Еланске». Сокрушается солдат только о нехватке бумаги на папиросную закрутку — «прошу письма на бумаге потоньше».

«Пушечное мясо» — именно так называли бойцов штрафбатов. Их первыми пускали в на поле боя, чтобы провести разведку боем — засечь огневые рубежи и оценить силы противника. Когда из 350 человек возвращалось 30 — удача.

Война меняет людей. «Ребята здесь меня зовут стариком. Если на меня сейчас поглядите, то не узнаете», — пишет салдинец, и сообщает, что находится уже на территории Польши, близ поселения Шин.

Именно это письмо дало ниточку для поисковой работы. Были найдены карты, изучены все посёлки с похожими названиями. И самое подходящее — посёлок Завишин в Польше. 4 января победного 45-го заканчивался срок службы в штрафной роте. В последнем письме от 8 января 1945 года Шабашин сообщает, что скоро будет отправлен в другую часть и просит письма пока не писать. Но и сам больше не написал ни строчки...

Последним 11 января его видел начальник политотдела п/п 01154. Авторы проекта предполагают, что это и есть дата гибели салдинца.

А дома ждали. И продолжали писать письма, которые вращались — «адресат выбыл». «Может быть, он в госпитале или попал в плен, или контужен и потерял память. Управление по учету погибших и пропавших без вести сообщало Таисии Тимофеевне, что её муж в списках убитых и умерших от ран не числится. По получению сведений о его судьбе ей будет сообщено. Все 30 лет, до самой смерти, она не верила в гибель мужа.

- Я помню, как она ждала. Настолько сильно, что порой ей казалось, видела его наяву, — вспоминает внучка Ирина Зайцева. — Благодаря письмам и поисковым сайтам мы многое нашли. Но я уверена, что искать можно ещё.

Хотя штрафников почти не жаловали медалями, Шабаршин был одним из немногих, кого наградили.

В память о дедушке старшего внука назвали Николаем. Николай Викторович и его брат Сергей волею судьбы проживают в Калининграде — бывшем Кенигсберге, к которому так упорно стремился в последние дни своей жизни Николай Андреевич…

Официальные документы, размещенные на сайте «Мемориал», подтверждают, что доброе имя Н.А. Шабаршина ничем не запятнано, его восстановили в ВКП(б) и «ни судимости, никаких других компрометирующих обстоятельств за ним не числится».

Ксения Ващенко «Герой из штрафной роты», «Городской вестник», №7 18 февраля 2010 г.

По материалам сайта «Дорога памяти» и Нижнесалдинского краеведческого музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9