Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Токарев Виктор Яковлевич

  • Архивные данные:
    Токарев Виктор Яковлевич

«22 июня 1941 года... Эта дата навсегда останется в истории нашей страны — начало Великой Отечественной войны. С тех пор прошло уже 60 лет. Однако память участников ясно воспроизводит события тех лет. Как пережил ту войну один из многих, кто ушел воевать в первые ее месяцы, и тех немногих, кто вернулся обратно — рассказывает нам Виктор Яковлевич Токарев.

«22 июня 1941 года был обычный воскресный день. Ярко светило солнце, в Кедровой роще проходили массовые гуляния. Где-то в 12 часов объявили о начале войны, все отдыхающие сразу же разошлись. Нас, вчерашних выпускников школ, пригласили в военкомат только 23 июля. До этого времени мы отдыхали: рыбачили, загорали, купались. Но отдых наш омрачался горькими сообщениями об отступлении Красной Армии, а ведь нас воспитывали на том, что Красную Армию нельзя победить.

28 июля мы отбыли в Камышловское военное училище, проучились в нем 2 месяца, обучались там и шагать, и стрелять, и ползать. Из нас сформировали 49 отдельную стрелковую бригаду, и 18 ноября 1941 года был первый бой на Волоколамском шоссе. Не все было просто, конечно, был и страх перед смертью, однако воспитание наше поколение получило патриотическое и, если надо было защищать Родину, то мы шли и защищали ее, пусть даже ценой своей жизни.

Воевал я тогда рядовым красноармейцем, был заряжающим у миномета. С патронами бывало по-всякому. В 1942 году мы практически попали в окружение, немцы отрезали нас от основных войск, так тогда патроны собирали поштучно.

Перед рассветом мы пошли на прорыв, очень много людей погибло от немецких автоматных очередей осталось около 15 человек. Мы спрятались в воронке от снаряде и весь день отстреливались, но обнаруживший нас снайпер убил еще троих ребят. Патроны закончились, нам пришлось использовать гранаты. Попасть в плен тогда было позором, и последнюю гранату я оставил для себя. Однако, когда мы добрались до своих, оказалось, что запал у моей гранаты потерян. И вот тут-то я испугался по-настоящему, ведь если бы нам не удалось прорваться к своим, то плен был бы неминуем.

Всего за время войны я получил три ранения. После госпиталя попал в Тридцать вторую Краснознаменную стрелковую дивизию, которую позже переименовали в Двадцать девятую Гвардейскую Краснознаменную стрелковую дивизию (Хасанская).

В начале февраля 1943 года, когда мы стояли в обороне города Ржева, пришел приказ о том, что бывших курсантов необходимо отправить на учебу. И вот город Омск, Второе Гвардейское минометно-артиллерийское училище. Учеба длилась полтора года, по окончании присвоили звание младшего лейтенанта.

В ноябре 1944 года нас переформировали в Сороковую Гвардейскую минометную бригаду. С ней и выехали на Второй Прибалтийский фронт, в то время я был командиром огневого взвода «Катюш». На каждой машине было по 25 кг тола для ее уничтожения, который легко было поджечь.

Войну закончил в Либаве (теперь Лиепая) 7 мая 1945 года. Оттуда нас направили в Москву на парад Победы, к которому мы готовились около месяца.

До войны нас было шестеро близких друзей, а остались в живых только двое — я и Коновалов Сергей Константинович.

Еще в довоенное время мечтал учиться дальше после окончания школы, но, увы, судьба распорядилась иначе. Всю свою оставшуюся жизнь я проработал машинистом железнодорожного крана на Салдинском металлургическом заводе.

Желаю всем ветеранам дожить до празднования 60-летия Великой Победы. Продержитесь еще немного, глотайте таблетки и держитесь!»

Записала Елена БЕССОНОВА, «Салдинский металлург», 22 июня 2004 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14