Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Тютин Евгений Петрович

  • Архивные данные:
    Тютин Евгений Петрович
Тютин Евгений Петрович.

Тютин Евгений Петрович родился в 1921 году в Нижней Салде. Призван в РККА в 1939 году. Окончил Первое Ленинградское артиллерийское училище в 1941 году. Его сокурсниками были Матвеев А.И. — участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник, доктор технических наук, профессор, начальник Военной артиллерийской командной академии имени М. И. Калинина, крупный советский учёный в сфере теории и практики огневого и ядерного поражения, и Дурбажев Е.К., участник Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии, Почетный гражданин г. Чермоз.

В начале Великой Отечественной войны Тютин Е.П. — лейтенант, член партии, командир батареи 94 легкого артполка. Погиб в октябре 1941 года в районе г.Лиепая (Либава), Латвия.

Имя увековечено в Книге памяти, т.5, на мемориале в Нижней Салде.

«Для любой матери свои дети – самое святое и дорогое в жизни. Проклятая война забрала у матерей миллионы сыновей. Тех мальчишек, которых день за днём растили, любили и, обняв за плечи, мамы говорили: «Какой ты стал большой, сынок!». Евгений Петрович Тютин стал одним из тех сыновей, чью жизнь забрала у матери война…

В 1921 году в семье Тютиных, Петра Степановича и Софьи Алексеевны появляется сын Евгений. Никто лучше матери не может рассказать о своих детях. Давайте прислушаемся к уникальным воспоминания Софьи Алексеевны Тютиной 1960 года. Эту рукопись бережно хранят в музее школы № 5 Нижней Салды. Софья Алексеевна пишет: «С малых лет Женя увлёкся конструированием... Построенный им дирижабль был послан Домом пионеров на выставку в Свердловск, а затем в Москву. От отца он унаследовал тягу к столярной и слесарной работе...Ещё увлечением Жени был спорт. Зимой – лыжи, летом – футбол, волейбол. В последний год своей учёбы он получил право судейства в физкультурных соревнованиях. Евгений очень любил животных. Когда у соседей возник пожар, он без тени сомнений пошёл в огонь, спасая корову и собаку. Когда он уже был в военном училище, на зимней спартакиаде Ленинградского военного округа занял 2-е место по лыжам. Он любил музыку, сам играл почти на всех струнных инструментах, увлекался театром, много читал. В детстве увлёкся фантастикой, а затем читал техническую литературу. В Ленинграде он учился хорошо. Был в числе отличников боевой и политической подготовки, о чём нам писал их командир». Окончив школу, поступил в Ленинградское военно-морское училище им. т. Дзержинского (ныне — Военно-морской политехнический институт Санкт-Петербурга).

В музее истории НСМЗ хранятся 2 письма Евгения, присланные в дар Григорьем Евсеевичем Десятником, режиссёром-документалистом, преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Вот что Евгений рассказывал в одном из писем своим родителям в декабре 1940 года: «В училище у нас огромная революция, да это и везде… сейчас происходит резкая перемена всей жизни армии. Каждый день собрания, совещания, дисциплина стоит на резкой ступени, боязнь за каждое слово… в отделении один только я не имею ни одного взыскания». В другом письме, уже от февраля 1941 года Евгений писал: «я получил 2-го числа от Вас посылку. Это для нас был большой пир… Ребята велели передать большое спасибо за мёд… не знаю как Вас и благодарить за эту прелесть.… Если начальник училища увидит кого-то в не начищенных до зеркального блеска сапогах, если пояс затянут не по окружности головы… или не хватает пуговки или носового платка – 10-20 суток строго ареста».

Из этих писем ясно, что служба в училище мёдом не была, и присланный из Нижней Салды продукт пчеловодства казался курсантам действительно настоящим чудом.

15 июня 1941 года, после окончания училища, Евгений Тютин был назначен в Лиепаю (Латвия, город на побережье Балтийского моря) командиром взвода 94-го лёгкого артиллерийского полка 67-й стрелковой дивизии. Своё последнее письмо он написал 21 июня 1941 года. В нём он рассказывал родителям о светлых ночах над Балтийским морем, об обилии роз в Лиепае и о тишине… Письмо пришло в дом Тютиных, когда война уже навечно вырывала из материнских рук сыновей…

Лейтенант Тютин Евгений Петрович пропал без вести в октябре 1941 года, о чём написано было уже после окончания войны в Приказе Главного управления кадров народного комиссариата обороны СССР от 18 сентября 1945 года. Не только всю войну, но и всю жизнь Софья Алексеевна и Пётр Степанович искали, ждали и надеялись на чудо – возвращение сына, но этого так и не произошло…

А искала Софья Алексеевна сына отчаянно и ждала, ждала, ждала…

Вот что рассказывал об этом в своих статьях разных лет духовный сын семьи Тютиных, ветеран Великой Отечественной войны, журналист и талантливейший публицист Евсей Ефимович Десятник: «Это было в один из февральских дней 1942 года. По радио выступала мать Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Она обращалась к молодёжи нашей страны с материнским призывом: мстить фашистским извергам за кровавые злодеяния. Ночью в землянке мы написали письмо матери Зои, чтобы хоть как-то облегчить её горе… Мы рассказали ей про ровесницу Зои, отважную связистку, которая в бою под Либавой (старинное название Лиепаи, прим. автора) подняла в атаку бойцов против немецкого батальона. Это письмо напечатали в «Правде». Его прочитала Софья Алексеевна Тютина». Затем она поехала в Свердловск, было записано её обращение к Евсею Ефимовичу и его товарищам. Софья Алексеевна искала следы пропавшего без вести сына. «И вот однажды, — продолжает в своей статье 1955 года Евсей Ефимович Десятник, — я услышал по радио всем нам знакомый голос диктора:

- Говорит Москва! Включаем город Свердловск…

- Говорит Свердловск! У микрофона директор семилетней школы города Нижняя Салда на Урале Софья Алексеевна Тютина… Незнакомая женщина заговорила, голос её дрожал. Она прочла опубликованное в газете наше письмо к матери Зои Космодемьянской. Из письма она узнала, что мы воевали в Прибалтике.

- Там сражался и мой сын лейтенант Евгений Петрович Тютин. В своём последнем письме он написал, что участвует в боях за Либаву. Уже прошло много месяцев, но от него нет весточки. Я прошу вас, напишите мне, может быть, вы знали его.

Мы не знали Евгения Тютина. Не знали его и мои товарищи». Евсей Ефимович написал Софье Алексеевне письмо и честно всё рассказал, что не знал её сына и не может ничего рассказать о его судьбе. Софья Алексеевна в ответном письме просила разрешить ей писать Евсею как сыну. Так завязалась их переписка и духовная дружба, длившаяся 27 лет.

Вот как описывал Евсей Ефимович Десятник в газете «Комсомольская правда» свою первую встречу со своими духовными родителями Тютиными: «Я выехал на Урал из Киева, моего родного города, и через трое суток был в Свердловске. Здесь я пересел на поезд, идущий в Нижнюю Салду. Было лето...» В вагоне Евсей встретил немало салдинцев, которые, узнав, что он едет к Тютиным, наперебой стали рассказывать об этой знаменитой Салдинской семье. На вокзале Евсея встречал Петр Степанович Тютин. «Как только мы вошли во двор, из дома вышла стройная, худощавая светлолицая женщина в переднике, обсыпанном мукой. Она быстро пошла навстречу и, подойдя ко мне, тихо проговорила:

- Сын!

И только теперь, впервые за все эти годы, я свободно, непринуждённо произнёс:

- Мама!

Она, припав к моей груди, снизу вверх посмотрела на меня полными слёз глазами:

- Какой ты большой!

Меня ввели в небольшую светлую комнату, где стояла кровать, письменный стол, два стула, а на стене висели два портрета: мой портрет висел рядом с портретом Евгения… В эти минуты я согласился бы отдать две свои жизни за то, чтобы в этот дом, в эту комнату, к этим светлым людям вернулся их сын – лейтенант Евгений Петрович Тютин».

В музее школы № 5 хранятся уникальные материалы и музейные предметы о жизни Евгения — его письма, школьные принадлежности, контрольные работы «с отличием» из военного училища, спортивная форма, земля с места его гибели. За возможность познакомиться и поработать с этими уникальными музейными предметами я благодарю своего единомышленника, талантливейшую учительницу и руководителя школьного музея Людмилу Леонидовну Васюкову.

Слёзы матерей о погибших сыновьях никогда не иссушить. Лейтенант Евгений Тютин погиб в 20 лет и прожил их честно, искренне и преданно, оставшись верным себе, Присяге и России. «Городской вестник» и музей истории НСМЗ прошли в 2019 году в «Бессмертном полку» с портретом Евгения Тютина. И, возможно, на небесах Софья Алексеевна уронила слезу, но слезу уже не горя, а тихой радости о том, что память о её достойнейшем сыне живёт в сердцах людей.

Упорова Марина, заведующая музеем истории НСМЗ

По материалам Книги памяти Салдинского края и Нижнесалдинского краеведческого музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23