Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лапенков Алексей Федорович

  • Архивные данные:
    Лапенков Алексей Федорович
Лапенков Алексей Федорович.

«Уроженец Нижней Салды Алексей Федорович ЛАПЕНКОВ начал армейскую службу в 1933 году на Дальнем Востоке в особом сапёрном батальоне пограничных войск. За время службы проявил себя бесстрашным и грамотным бойцом. Преданность идеалам государственной политики не осталась без внимания руководства. Алексея приняли в ряды Коммунистической партии и направили на учёбу в Свердловскую высшую партийную школу.

Летом 1939 года политработник Лапенков получил направление в ряды Красной Армии, а уже в декабре стал участником Советско-финской военной кампаний.

22 июня 1941 года застало семью пограничника на территории Литвы, где Алексей служил в 128-й мотострелковой дивизии. В рядах этой дивизии находились ещё трое наших земляков: Аркадий Иванов, Виктор Белов и Михаил Тяпкин.

Почти двое суток пограничники держали оборону, пока не пришлось отступить под напором превосходящих сил противника. На глазах Алексея вражеский снаряд попал в дом, где в это время должны были находиться его жена и сын, заставляя думать о самом страшном. Он даже не мог предположить, что его жена Мария, проснувшись от взрыва в 4 часа утра, успела схватить спящего сына, сумочку с документами и выскочить из дома. Буквально через считанные секунды второй снаряд полностью разрушил здание, погребя под собой не успевших выйти людей.

Рискуя жизнью, Марии Владимировне удалось добраться до железнодорожной станции и сесть в последний поезд, уходящий на восток. Поезд не раз обстреливали, и её 4-летнего сына контузило так, что из ушей у малыша текла кровь. Через несколько месяцев, изголодавшаяся, босая, она добралась до Нижней Салды.

А в это время её муж с группой пограничников, прорывая окружение, отступал с боями на восток. Шансов выжить почти не было. И тогда прозвучал приказ: уничтожить личные документы и прорываться из окружения через лес небольшими группами. Так Алексей Лапенков оказался в списке без вести пропавших.

До деревни Средняя в Минской области, где они примкнули к отряду партизан под командованием Лунина, дошло всего четверо красноармейцев. В этом отряде Алексей пробыл два с половиной года, сначала бойцом, затем секретарём партийной организации и комиссаром прославленного отряда «Штурм». Он участвовал во всех боевых операциях бригады и в «рельсовой войне», лично уничтожил два самолёта на вражеском аэродроме. Хотя у партизан и была налажена связь с «большой землёй», Алексей писем домой не писал, считая семью погибшей.

А на малой родине, в далёкой Нижней Салде, его родные продолжали верить, что их любимый Алёша не погиб. И только в 1944 году, когда партизаны воссоединились с действующей армией, в Нижнюю Салду к родителям пришла долгожданная весточка от сына...

«Наш папа жив!» — со слезами радости повторяла и повторяла сыну жена Алексея, приняв из рук свекрови треугольный конверт. Война продолжалась, но дальше на запад её победные раскаты двигались без Алексея Фёдоровича. Приказом командования он был оставлен в Белоруссии для восстановления разрушенного хозяйства. Туда же, где ещё был слышен гул бомбёжек и обстрелов, приехала жена с сыном.

Их встретил герой-партизан, награждённый орденом Красного Знамени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны 1 степени» и именным пистолетом «ТТ» от руководства штаба партизанского движения. Это был тот исключительно редкий случай, когда семья пограничника, принявшего бой 22 июня 1941 года, осталась жива.

Вернулась семья Лапенковых в Нижнюю Салду вместе с Победой в 1945 году. Алексей Фёдорович обратился в соответствующие органы советской власти с просьбой о восстановлении его в звании и в партии. Но ему в этом отказали, сославшись на необходимость проведения проверки, где он был и чем занимался с 1941 по 1944 годы. И это при том, что все факты его героической борьбы с фашистскими захватчиками были очевидны.

Такая постановка вопроса настолько обидела Алексея Фёдоровича, что через год, когда пришёл положительный ответ о восстановлении его и без того доброго имени, он отказался принять такую снисходительность властей. «Я воевал не из-за куска масла. Я солдат, который защищал свою Родину!» — был его ответ.

Работа слесарем на Салдинском металлургическом заводе для привыкшего к труду и скромному быту человеку была для Алексея не в тягость, а пределом мечты — построить дом на берегу пруда, завести корову и десяток кур. Эту мечту он осуществил своими руками. Вот только, как забыть эпизоды «рельсовой войны», работая в цехе рельсовых скреплений СМЗ, и спокойно глядеть из окна дома на туман над водой пруда и зеленеющий вдали лес, так похожие на белорусские просторы Полесья…»

Александр НЕМЦОВ, «Городской вестник»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17