Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Комельских Полина Григорьевна

  • Архивные данные:
    Комельских Полина Григорьевна
Комельских Полина Григорьевна.

Сельскую девушку Полину призвали в ряды Красной Армии из Махнёвского района в 1943 году. Случайно, вместо другой призывницы. Призвали наравне с двумя старшими братьями.

– Нас всего в семье 9 человек было. Видно так рассуждали: их много, даже если убьют, кто-то все равно в семье останется, – рассказывает Полина Григорьевна.

Одного из братьев действительно убили, второй почти всю войну провел в немецком плену. А вот она, хрупкая, 19-летняя, бесстрашно вставала к пулемету и невредимая дошла до победного конца войны. 25-й девичий батальон, куда попала Полина Григорьевна, располагался в Смоленской области, в местечке Красный Бор. Том самом, где, по легенде, Гитлер планировал построить свой бункер «Беренхалле» (Медвежью берлогу).

Девчонок поселили на верхнем этаже школы. Спали они на нарах. Подушку заменяли две сколоченные «домиком» доски.

Первую настоящую бомбежку Полина Григорьевна встретила именно здесь. Думала, не переживет. Но пережить сумели и зимние морозы, и бесконечные ночные дозоры.

– То орудия охраняли, то мосты. Страшно было. Особенно по ночам. В деревне я бы повыкрутасничала, сказала бы «не пойду» и все! А здесь приказ. Только повторишь «Есть идти в дозор!» и карабин в руки берешь… Тонкие шерстяные чулки от холода не спасали. Многие, возвращаясь с поста, плакали от боли.

Никогда до того не обучаясь стрельбе, Полина Комельских была лучшей наводчицей в своей зенитной части.

– Пулемет у нас был «ДШК». Даже не знаю, почему меня первым номером к орудию поставили. Я вообще-то смиренная была…

Когда над поселком начинали кружить вражеские самолеты, было не до смирения. Во время одного из обстрелов, уже на последних патронах пулеметной ленты, Полина Григорьевна чуть не подбила немецкий самолет. Наутро командир вынес ей благодарность и признал лучшим стрелком. Он не раз лично убеждался в надежности женского плеча.

– Однажды стою на посту и слышу, как будто шпала треснула. Кричу: «Стой, кто идет?! Ну-ка, стрелять буду!» Слава Богу, оказался командир наш, с проверкой.

Полине Григорьевне сейчас 86 лет. Она окружена заботой детей и любимого внука Алексея. Сегодня вспоминает не только страшные, но и курьезные случаи фронтовой жизни. Как однажды пуля просвистела не у виска, а прямо между ног. Ветеран не напускает на себя и грамма золотой победной пыльцы.

– Если б тогда не призвали, я б добровольцем на фронт никогда не пошла, не женское это дело, – честно признается Комельских. – Помню, тятя пишет в письме: «Все девчонки наши дома, а ты там воюешь». Читаю, а у самой слезы в три ручья!

Наша героиня прошла со своим орудием до Восточной Пруссии, где и встречала Победу. Отметили Победу все той же пулеметной очередью. Только уже не во врага, а в мирное небо.

К.Ващенко, «Пулеметная очередь в мирное небо», «Городской вестник» №15, 15 апреля 2010 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8