Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дудин Александр Николаевич

  • Архивные данные:
    Дудин Александр Николаевич
Дудин Александр Николаевич.

Младший политрук Александр Дудин прибыл на восточную границу в тревожные предвоенные годы. Уже отгремели бои на озере Хасан, на Халхин-Голе, где воинствующие самураи пробовали свои зубы. Дудину в этих операциях участвовать не довелось, он в это время учился в школе политработников. А после окончания курсов его, как опытного охотника, определили в Даурский пограничный отряд.

Однажды проезжал он с дозором вдоль границы. Недалеко от станции Билитуй увидели старую бурятку. Сидит, покуривает трубку. Проверили документы — в порядке. Поехали дальше.

Но что-то беспокоило молодого политрука. Сначала сам не мог понять что. Оглянулся, еще раз пристально посмотрел на старую женщину. Все вроде в порядке, покуривает, сплевывает вперед... Вот оно что! Однажды он машинально приметил, что если курит трубку бурят — сплевывает далеко вперед, а бурятка — себе под ноги. Вернулся дозор, и точно — пожилым мужчиной оказалась «старая бурятка». Доставили задержанного в особый отдел воинской части. Там капитан встретил нарушителя, как старого знакомого: оказался он бывшим белогвардейцем, который не раз уже переходил границу. Так началась военная судьба Александра Николаевича Дудина.

Биография его складывалась типично для людей того поколения. В семнадцать лет стал комсомольцем, в девятнадцать пошел работать на железную дорогу в родной своей Нижней Салде. Сначала водил паровоз, потом был дежурным по станции. В ряды Красной Армии ушел служить в 1938 году уже в должности начальника станции Исеть.

...Грянула Великая Отечественная война. На восточных границах СССР изготовились к нападению войска Квантунской армии, ждали только падения Москвы. Не дождались. Красная Армия отогнала немцев от Москвы. А. Н. Дудина в числе других дальневосточников в 1942 году направили в район Великих Лук, командиром взвода дивизионной разведки 363 стрелковой дивизии.

Уходя в первую разведку Александр написал заявление о приеме его в партию. После боя ему был вручен партбилет.

Однажды, в 1943 году, взвод Дудина при выходе из разведки попал под бомбежку. Пятерых разведчиков сразило осколками бомбы, Александра же засыпало землей, причем ноги оказались выше головы — самому не выбраться. К счастью, все это видела санинструктор Вера Васильевна Донская, едва фашистские стервятники улетели, бросилась откапывать комвзвода. В бессознательном состоянии его отправили в медсанбат. О том, кому он обязан своим спасением, Александр Николаевич узнал уже в госпитале.

А через месяц А. Н. Дудин снова в строю, снова в разведке.

Много разных случаев хранит память бывшего разведчика. Да вот хотя бы один из них.

Во взводе у них был парень из Дагестана Джиляр, который всех удивлял своим умением бросать ножи, попадать точно в цель с расстояния в 10—15 метров. В 1943 году под Великими Луками фашисты в день рождения Гитлера вывесили на тросе знамя со свастикой. Конечно, наших бойцов эта тряпка выводила из себя. Поступила команда убрать флаг. Но как? Часовые парами охраняли его круглые сутки.

Разведчики выследили, когда сменяются часовые, определили пути подхода, благо сбоку проходил овраг. Подползли ночью. Джиляр двумя бросками ножей снял часовых, а силач-сибиряк Анкубинов ножницами обрезал трос. Наша артиллерия тут же открыла отсечный огонь, и разведчики благополучно принесли фашистский стяг в свои окопы.

Можете представить, какую стрельбу подняли фашисты, как остервенело они кинулись в бой. И первыми его приняли разведчики. За храбрость и инициативу в этом бою старшин лейтенант А. Н. Дудин был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Бои переместились в Прибалтику. В 1944 году наши войска долго стояли перед сильно укрепленным несколькими линиями обороны городом Шяуляем. Для разведывания укреплений и путей подхода воинских частей к Шяуляю в тыл врага был заброшен взвод во главе с А. Н. Дудиным. Разведчики должны были действовать вместе с партизанами.

Приземлились удачно, обменялись паролем с командиром партизанского отряда, обнялись. Составили восемь групп по три человека в каждой, наметил объекты разведки, и люди ушли. На базе остались А. Н. Дудин с радистом и двумя автоматчиками.

Не все разведчики вернулись к своим. Одна группа сразу наткнулась на фашистский дозор и была расстреляна. Но другие свою задачу выполнили. В течение недели разведчики помощью партизан добывали важные данные, которые по рации передавались в дивизию. Все это помогло потом правильно разработать тактику боя и выбить врага из Шяуляя.

Но немцы засекли разведчиков при отходе. Завязалась перестрелка. Александр Дудин передал карты с нанесенными укреплениями и огневыми точками своему заместителю и приказал всем отходить по лесистому оврагу в сторону фронта, а сам, продолжая отстреливаться, повернул на Запад, принимая весь огонь врагов на себя.

Вряд ли бы он ушел тогда, если бы не опыт охотника, приобретенный в юности. Обнаружив удобную яму, он спрыгнул туда, замаскировался хворостом.

Два дня отсиживался Дудин в своем убежище. Потом еще месяц скитался по лесу, пытаясь выйти на своих. Питался саранками, съедобными корнями, зачатками сосновых шишек. Наконец, вышел в расположение одной из наших пехотных частей. Там его, конечно, обезоружили, допросили, связались затем со штабом дивизии. И вот А. Н. Дудин снова в своей роте разведчиков. Первым делом написал письмо домой, что, мол, жив и здоров: ведь на него уже была отравлена «похоронка». А за участие во взятии Шяуляя он был награжден орденом Красной Звезды.

И вот Белорусский фронт перед Кенигсбергом. Рота разведчиков под командованием А. Н. Дудина и здесь оставила свой след — спасла от разрушения завод.

9 мая 1945 года, война для Александра Николаевича не кончилась. При прочесывании окрестностей Кенигсберга он был ранен в ногу, вылечился и снова со своей ротой оказался на переднем крае – участвовал в ликвидации «лесных братьев» в Литве.

В 1946 году, залечив рану, Дудин направляется на Дальний Восток, в то же железнодорожное подразделение, в котором он начинал служить восемь лет назад. Япония уже капитулировала. Военные железнодорожники строили линию Пивань — Советская Гавань. В 1947 году в чине капитана Александр Николаевич вышел в отставку.

Снова Свердловская железная дорога, снова станция Нижняя Салда. Ну, а потом он был начальником станции «Вагонзавод», ревизором движения, станционным диспетчером станции Смычка. С головой окунулся в производство, в общественную работу. Вместе с коллективом станции Смычка переживал ее реконструкцию, радовался победам и преодолевал трудности. В 1963 году, а потом в 1970-м его избирали председателем профсоюзного комитета станции. А в 1976 году торжественно проводили на заслуженный отдых.

До сих пор Александр Николаевич Дудин пользуется большим уважением в коллективе станции. Когда работал там, пять раз избирался депутатом Тагилстроевского райсовета. Сейчас он — член Совета ветеранов войны отделения дороги. По его инициативе Совет ветеранов войны организован и действует в вагонном депо Смычка.

Александра Николаевича часто приглашают на встречи с пионерами, студентами, молодыми воинами округа. И он надевает свой военный китель, на котором сияют одиннадцать боевых правительственных наград и две награды за труд, а также многочисленные значки отличия МПС, которых он был удостоен за эти тридцать с лишним лет мирной, но такой беспокойной и прекрасной жизни.

А.Кожевников, ветеран Свердловской железной дороги, газета «Путевка», 1984 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30