Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лапенков Георгий Георгиевич

  • Архивные данные:
    Лапенков Георгий Георгиевич
Лапенков Георгий Георгиевич.

Биография Лапенкова Г.Г. составлена его супругой Соколовой Ниной Николаевной, проживающей в г.Вологда, ул.Можайского, 48-75:

«Лапенков Георгий Георгиевич родился в 1910 году в Нижней Салде. После окончания средней школы он был призван в Красную армию и направлен служить в 28-й полк 10-й дивизии в г.Вологду.

Я в то время училась в пединституте. Мы познакомились с ним и в 1934 году поженились. Жизнь наша проходила в полном согласии. Георгий был человеком трезвым, очень честным, требовательным к себе и своим подсиненным бойцам, хорошим семьянином. Он не переносил лжи и был немного вспыльчивым. Подчиненные его уважали за справедливость и знание своего дела.

В 1938 году его перевели в другую воинскую часть в г.Владимир, откуда он был направлен на Польскую (освобождение Западной Украины), а потом и на Советско-финскую войну, где командовал батальоном 222-й воинской части. За особые заслуги он был награжден орденом «Красная звезда». В Финскую войну он все время был на передовых позициях. Ранен не был, но поморозил пальцы ног и лечился от болезни дома.

После окончания войны с Финляндией его перевели служить в Брестскую крепость, куда он перевез и меня с детьми – дочерью и сыном. Мы жили в местечке на станции Черемха в Брестской области, недалеко от бывшей польской границы на реке Буг. Здесь 22 июня 1941 года нас и застала война.

Вечером 21 июня Георгия вызвали в штаб полка с командирами его батальона и больше он домой не вернулся. Ночью, в 4 часа утра 22 июня немцы начали бомбить станцию Черемху. Мы были разбужены страшным грохотом от разрывов снарядов. Я кое-как одела детей. В это время прибежал связной Георгия за его «тревожным» чемоданчиком. Я спросила связного бойца: «Где комбат Лапенков? Что он мне наказывал и как поступать с отъездом?» «Постарайтесь уехать с детьми», передал слова мужа связной, — «Он очень сожалеет, что не простился с детьми…»

Под разрывами снарядов мы с детьми побежали от станции в ближайшую деревню, по которой немцы стреляли меньше. Дочка Таня, четырех лет от роду, бежала сама, а трехлетнего сына Витю я несла на руках. Небо над нами было темное от немецких самолетов, они бомбили станцию и летели дальше на восток.

В деревне нам сказали, что нам надо возвращаться к железной дороге, где собирается состав для жен военных. Мы побежали по направлению к лесу, к железной дороге. Потом бежали полем, и когда над нами появлялись самолеты, ложились в борозды поля и ползли. Дети тоже ползли и не плакали. Они были очень испуганы. Так мы добрались до железной дороги, где нашли товарный состав. Нас, уезжающих, было очень много. Кто смог, те сели в закрытый вагон, а некоторые ехали на открытых площадках. Не отъехали мы и ста километров, как начался первый воздушный налет на наш поезд. Немецкие летчики заходили с головы поезда и расстреливали женщин и детей на открытых площадках вагона и в вагонах через крышу. А нас в вагонах было набито вплотную. В нашем вагоне за первый налет было двое убито и много ранено пулями и осколками от железной крыши вагона. В том числе была ранена и моя дочь Таня.

Нас эвакуировали в Пензенскую область. Здесь я лечила свою дочь, а через месяц повезла ее лечить в Москву и мы опять попали под бомбежку. В Москве Таня пролежала в больнице лишь неделю, поскольку детей стали эвакуировать из столицы. Мы поехали в Вологду, где я живу, и по сей день.

О своем муже я не имела никаких сведений, пока не получила письмо от его бывшего сослуживца, старшины Мельникова Анатолия П., который раненым попал в плен к немцам. Был он во многих немецких лагерях, а после окончания войны живет в г.Серове, по ул. Еловская, д.33. Однажды он был в доме отдыха, где-то около Нижней Салды и услышал фамилию Лапенкова. Разыскал сестру Георгия – Марию Георгиевну Мокееву и через нее нашел меня. Подробности о смерти капитана Лапенкова Г.Г. я узнала от самого Мельникова А.П. и через его статью в газете «Салдинский рабочий»:

«Так воевали наши земляки. Комбат Г.Г.Лапенков.

Георгия Георгиевича Лапенкова я знал давно, служил вместе с ним. Бывало, он говаривал, что в детстве жил бедно и что звали его Егорушкой.

В 1930 году он добровольно ушел в Красную армию, попал в школу красных командиров и в 1940 году, будучи лейтенантом, командовал батальоном.

В июне 1941 года наш стрелковый полк находился на территории Брестской области. 22 июня тревога подняла нас в 4 часа утра. Мы поспешили на боевые участки. Первым батальоном командовал капитан Лапенков.

Сделав бросок в 30 километров, батальон сходу вступил в бой с немцами. На другой день немцы были выбиты из местечка. Убегая, они оставили много убитых и раненых, много военной техники. На поле боя осталось 4 автоприцепа, груженых ранеными немцами, подготовленных к отправке в тыл. Раненые, видя, что попали в руки советских воинов, откинув брезенты прицепов, оказали сопротивление, стреляя по нам, кто из карабинов, кто из пистолетов. Это отняло у нас сколько-то времени. Немцы оправились от удара, подтянули свежие силы и открыли минометный огонь по нашему переднему краю.

Наши ряды стали редеть. Командир полка Янин не пожелал покинуть передовую и умер на повозке от четырех ран. Комбат Лапенков тоже был ранен, но продолжал оставаться на передовой. Метр за метром теснили нас немцы, используя превосходящие силы. Наши бойцы стали оставлять позиции. Мало тогда кто остался в живых.

Капитан Лапенков до последней минуты не покидал поле боя. И только тогда, когда отошли те, кто еще мог, комбат, видя, что немцы подошли вплотную к нашим позициям, не дал им удовольствия пленить советского комбата. Пуля из собственного пистолета оборвала героическую жизнь

Мельников Анатолий, проживающий в г. Серове».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27