Реализация права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам
Право на обращение является одним из основных прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в соответствии со ст. 33 которой, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым определены формы и виды обращений, сроки и порядок их рассмотрения, гарантии безопасности гражданина. Названным Федеральным законом урегулировано право на обращение в органы, учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Кто имеет право на обращение:
- граждане индивидуально;
- коллективы и объединения граждан;
- юридические лица и их объединения.
Формы обращений: устная, письменная, в форме электронного документа.
Виды обращений: предложение, заявление, жалоба.
Как подать обращение:
- лично;
- почтовым отправлением;
- через официальный сайт органа, должностного лица;
- через единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
Права гражданина при рассмотрении обращения:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных законом, обращаться с просьбой о предоставлении ответа, уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в соответствии с действующим законодательством;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В обращении обязательно должно быть указано:
- наименование государственного органа, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество или должность должностного лица, которым оно направляется;
- фамилия, имя заявителя, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление;
- максимально подробно суть обращения;
- личная подпись и дата.
Если в обращении не указаны фамилия заявителя, адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на такое обращение не дается.
Не допускается злоупотребление правом на обращение: обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу.
К обращению желательно приложить все имеющиеся в распоряжении гражданина документы (в бумажном виде или в форме электронного документа), которые подтверждают изложенные в нем доводы.
Общие сроки регистрации, направления и рассмотрения обращений:
- регистрация обращения – в течение 3 дней с момента поступления;
- направление в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов – в течение 7 дней с момента регистрации;
- сообщение заявителю о не возможности рассмотрения обращения (текст не поддается прочтению, не позволяет определить суть обращения) — в течение 7 дней с момента регистрации;
- рассмотрение компетентным органом или должностным лицом — в течение 30 дней с момента регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, подзаконными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть установлены сокращенные сроки рассмотрения отдельных категорий обращений.
Кто может подписать ответ на обращение:
- руководитель государственного органа или органа местного самоуправления;
- должностное лицо;
- иное уполномоченное лицо.
Ответственность: нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.
Кроме того:
- в случае несогласия гражданина с полученным ответом или принятым государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решением, он может обжаловать их в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, прокурору либо в суд;
- преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц НЕ допускается;
- разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия НЕ допускается.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.