Принято Постановление СФ об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке
На 451-м заседании принято Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке».
Документ представил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
В Постановлении палаты сенаторы отмечают необходимость внесения поправок в Лесной кодекс РФ для обеспечения сохранности и восстановления леса, а также призывают изыскать средства на лесоустройство и лесоохрану, перестроить работу систему учёта ЛесЕГАИС, которая сегодня не даёт точных показателей того, сколько леса вывозится за пределы страны.
В связи с этим Валентина Матвиенко подчеркнула, что сенаторы будут жестко контролировать сложившуюся ситуацию в лесной отрасли России. «Раз в полгода на заседании Совета Федерации мы будем рассматривать вопросы, связанные с лесной отраслью и соответствующими изменениями в законодательстве», — сказала Председатель СФ, назвав Постановление СФ содержательным, учитывающим все насущные отраслевые вопросы.
Леса России занимают четверть площади мирового лесного покрова и выполняют важнейшие экономические, средообразующие и защитные функции. При этом доля Российской Федерации в мировом производстве лесобумажной продукции составляет около 2 процентов.
Использование лесов с учетом их глобального экологического значения, повышение долгосрочной конкурентоспособности отечественной лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России относятся к приоритетам государственной политики в области лесных отношений.
В настоящее время в мире возрастает активность в сфере противодействия незаконным рубкам лесных насаждений и незаконному обороту древесины, что приводит к существенному обострению конкуренции на внешних рынках сбыта лесобумажной продукции.
В международных правовых актах к незаконному лесопользованию отнесены рубки, проведенные с нарушением норм законодательства в области устойчивого управления лесами.
Объемы незаконных рубок лесных насаждений, выявляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не превышают 2 млн куб. метров древесины, что составляет менее 1 процента от объема законного лесопользования.
По оценкам международных организаций (IUFRO, UNEP), Международной организации уголовной полиции (Интерпол), общественных природоохранных объединений, объем незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации составляет более 20 процентов от законного лесопользования. Расчеты федерального государственного бюджетного учреждения науки Центра экологии и продуктивности лесов Российской академии наук с применением метода исчисления баланса рубки лесных насаждений и потребления древесины показали превышение объема древесины, использованной для переработки, экспорта и внутреннего потребления, над объемом законного лесопользования на 16 процентов.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры, состояние законности в сфере заготовки и реализации древесины остается неудовлетворительным.
В ходе рассмотрения проблем незаконного лесопользования в рамках Всероссийского лесного форума, "круглых столов", а также совещаний (Чита, Хабаровск, Барнаул), проводимых Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с участием федеральных органов исполнительной власти, отмечалось, что наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при освоении лесов, в том числе при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий — 7-8 млн куб. метров, при отпуске древесины, необходимой для удовлетворения собственных нужд граждан — 5-6 млн куб. метров. Объемы незаконных рубок лесных насаждений, осуществляемых гражданами с целью получения незаконного дохода, оцениваются экспертами в 4-5 млн куб. метров.
Изучение причин и условий незаконного лесопользования и противоправного поведения лиц, производящих незаконные рубки лесных насаждений, позволило выявить ряд факторов, связанных с низким уровнем жизни сельского населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях. Обеспечение доступа граждан, проживающих в сельской местности, к лесным ресурсам, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве должны стать приоритетными направлениями государственной политики, направленной на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений.
Кроме того, отдельные положения лесного законодательства позволяют осуществлять заготовку древесины с превышением установленных объемов, а также величины прироста эксплуатируемых лесных насаждений.
Объем незаконного лесопользования превышает средние показатели по стране в тех субъектах Российской Федерации, где ослаблен государственный контроль за сохранностью лесов. В настоящее время численность сотрудников лесной охраны в два раза ниже нормативного уровня, установленного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в пять раз ниже уровня, установленного до проведения реформ лесного хозяйства в 2004-2008 годах.
Малочисленность сотрудников лесной охраны обусловлена недостаточным объемом бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также отсутствием нормативов затрат на выполнение субъектами Российской Федерации мероприятий в области лесного хозяйства.
В целях обеспечения контроля за происхождением и оборотом древесины в 2015 году была введена единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее — ЛесЕГАИС). С ее помощью удалось произвести комплексный учет древесины, поставляемой лесопользователями на сырьевые рынки. Декларирование продаж круглого леса открыло широкие возможности в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что позволило вывести тысячи организаций и предпринимателей, занимающихся лесопереработкой, из теневого сектора экономики.
В то же время в ходе эксплуатации ЛесЕГАИС выявлен ряд существенных недоработок. В настоящее время отсутствуют возможности взаимодействия информационных систем Федеральной таможенной службы и ЛесЕГАИС с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также механизмы отслеживания объемов древесины на момент заготовки и объемов древесины, указанных во внешнеторговом контракте. В ЛесЕГАИС отсутствуют сведения о транспортировке древесины, что приводит к невозможности контроля объемов лесоматериалов от лесосеки до места потребления.
По информации правоохранительных органов, в применении космического мониторинга для выявления мест незаконных рубок лесных насаждений есть недостатки, связанные с несвоевременным обнаружением правонарушений.
Большие возможности для повышения эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут заключаться в применении данных космического мониторинга о незаконном лесопользовании в целях учета незаконных рубок и выявления территорий, где необходимо вмешательство правоохранительных органов. Этот метод предстоит в ближайшее время развивать и повсеместно внедрять в практику.
Существует проблема, связанная с учетом мест приобретения древесины. В связи с отсутствием закрепленных на законодательном уровне требований пункты приобретения древесины становятся местом сбыта незаконно добытой древесины, легализации более дорогих и качественных круглых лесоматериалов.
Кроме того, причиной незаконной заготовки древесины является недостаточное межведомственное взаимодействие по предотвращению ее незаконного оборота.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.