Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

27.11.2014 17:10 Четверг
Категории (3):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Кто в муравейнике хозяин?

Глава городского округа Нижняя Салда Елена Матвеева (на переднем плане) на встрече с жителями многоквартирных домов. Фото: газета «Городской вестник».
«МК — Урал. Свердловская и Курганская область»: Десятки нижнесалдинских многоквартирных домов продолжают разрушаться из-за разногласий между жителями.

Относительно недавно все многоквартирные дома в населенных пунктах нашей страны назывались «муниципальный жилищный фонд», а ответственность за их содержание и ремонт несли органы местного самоуправления. Это было так просто и понятно, что и сейчас, после приватизации квартир, многие граждане продолжают считать: квартира моя, а дом муниципальный.

Мифическая аварийная служба

Весной этого года в Нижней Салде в подъезде одного из старых домов на улице Фрунзе обрушилось перекрытие на втором этаже. Жильцы обратили взоры на мэрию: выручайте! Мэрия провела уборку образовавшегося на месте происшествия мусора, а дальше предоставила право действовать самим жильцам, которые на 100% являются собственниками квартир.

– Они растрогли договор с одной управляющей компанией и им нужно было сразу выбрать себе другую компанию, чтобы она взяла на себя заботы о состоянии их дома и о коммунальных услугах, – говорит глава городского округа Нижняя Салда Елена Матвеева. – За последние годы россияне уже привыкли, что живем мы при капитализме и что такое «частная собственность», но надо уже и понимать всю тяжесть ответственности за эту собственность. Люди приватизировали жилье, стали владельцами квартир, но сознание у некоторых почему-то осталось в СССР. Они по-прежнему полагают, что заботиться об их жилище, устранять последствия коммунальных аварий должна в полной мере местная администрация. Однако бюджетный кодекс предусматривает возможность ремонта только муниципального жилья, и у нас при всем желании помочь нет никакой возможности расходовать средства из бюджета на восстановление и ремонты частной собственности граждан. Мало того, с 2015 года даже муниципальное жилье ремонтировать просто так будет невозможно, так как все ремонты будут проводиться по графику и под эгидой регионального оператора.

Осознать этот факт и привыкнуть к нему бывшим советским гражданам оказалось нелегко. Ну а как тут избавишься от «социалистического мышления», если его поддерживает даже официальный рупор Свердловской областной власти. Так, в одной из недавних публикаций «Областная газета» процитировала представителя министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Инну Зотину: «Если в доме «безвластие» и вдруг обнаружились серьезные технические повреждения, об их ликвидации должна позаботиться администрация муниципального образования, где обязательно должны быть аварийные службы».

Правда, позднее, когда корреспондент «МК-Урал» позвонил в министерство и попросил прокомментировать это утверждение, Инна Зотина исправилась и признала: «Никаких муниципальных аварийных служб не существует».

А далее заявила:

– Что, собственно, значит «безвластие»? Я не знаю такого, чтобы многоквартирный дом избрал самостоятельное управление и каждый житель бегал бы сам заключать договоры с поставщиками тепла, воды, электроэнергии. Все многоквартирные дома управляются организациями, которые договариваются с поставщиками ресурсов. Эти же организации должны заключать договоры и об устранении коммунальных аварий с какими-либо соответствующими организациями.

В надежде на чудо

Как говорится, эти бы слова да Богу в уши. В той же Нижней Салде до сих пор есть «ничьи» многоквартирные дома. Как рассказывают в мэрии, поначалу, когда в городе только начали создаваться управляющие компании, они разобрали весь жилфонд. Однако позднее руководители УК начали избавляться от убыточных домов, расторгая договоры на управление в одностороннем порядке. После такого «развода» не все дома позаботились, чтобы найти себе другие управляющие компании и заключить с ними договоры.

И часть из них остались «сиротами» под так называемым непосредственным управлением.

– Так временно ничьим был 44-й дом на улице Строителей, – говорит Елена Матвеева. – Муниципальные власти помогли им установить отношения с Областной управляющей жилищной компанией (ОАО «ОУЖК»), которая вскоре, к сожалению, разорилась. Люди по-прежнему надеются на чудо, дом продолжает ветшать, квартиры – обесцениваться. При этом почему-то УК спокойно может уйти, бросив дома перед отопительным сезоном, и ничего ей за это не будет. А мы должны отвечать.

У многих моих коллег это вызывает недоумение. Не имея достаточной правовой базы даже для того, чтобы организовать собрание жильцов в доме – нет кворума, нет решения, муниципалитет должен обеспечить в домах нормальное тепло и электроснабжение.

По закону, поставщики ресурсов вправе заключать договоры только с собственником присоединенной сети, а если нет коллективного собственника (ТСЖ или УК, которым жители поручили бы управлять общедомовым имуществом), то нет законного основания заключать договор с каждым собственником квартиры. Неужели оставлять людей без отопления? Остается одно – отапливать такие «бесхозные» дома, нарушая закон и вводя в убытки ресурсную компанию.

Верхи не могут, низы не хотят

Но провести общедомовое собрание и заключить договор с УК – это вовсе не повод для хозяев квартир впасть в беззаботность и дистанцироваться от решения общедомовых вопросов. Как рассказал корреспонденту «МК-Урал» Сергей Фефелов, замдиректора ООО «Жилкомсервис» и ООО «Проект 2007», в управлении этих двух компаний три десятка далеко не новых многоквартирных домов, есть даже «раритет» дореволюционной постройки. Но там, где собственники жилья активны и вкладывают деньги, красота: в подъездах стеклопакеты, в подвалах все системы поменяны:

– В некоторых домах живут преимущественно бедные пенсионеры или неблагополучные семьи, там дела похуже. Но бывает, что и вполне благополучные жильцы не могут и не желают достичь согласия для общей пользы. В одном из домов из-за худой крыши верхний этаж заливает, а вложиться на ее починку жители нижних этажей отказываются: «Для нас, говорят, важнее подвалы».

Владимир Соловьев, директор УК «Жилой дом», убежден в необходимости ликбеза для собственников жилья:

– Люди не знают законов и не понимают, что их активность – это отправная точка в деле организации их достойного быта. Мы не можем их привлечь к решению их же важнейших проблем. Зачастую многоквартирный дом как большой муравейник: каждая семья – отдельный мирок, которому нет дела до «какого-то там» общедомового имущества. А случись что – бегут с жалобами в прокуратуру.

Одной из задач своей компании Владимир Соловьев считает найти в каждом многоквартирнике желающего стать старшим по дому. Оказывается, это сверхсложно, желающих нет:

– Для тех, кто на это согласится, я даже планирую создать поощрительный фонд за счет нашей зарплатной статьи, чтобы радовать их либо подарком к празднику, либо подпиской на местную газету.

Рано или поздно, но всем нам придется понять: одна из решающих позиций в формуле благополучия наших домов – наша собственная активность. И чем раньше придет это понимание, тем меньше мы рискуем оказаться в неприятной ситуации, подобной тем, о которых рассказали наши сегодняшние собеседники.

Алексей Морозов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73