Меню
16+

Официальный сайт администрации городского округа Нижняя Салда

20.02.2017 21:15 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Музыкальный калейдоскоп

17.02.2017 г. в МБУ ДО «Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда состоялся областной конкурс «Музыкальный калейдоскоп» по слушанию музыки учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств по теме: «Образ, рождающий мысль или Мысль, рождающая образ».

Ставший уже традиционным, конкурс ориентирован на повышение качества преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ путем внедрения в практику дополнительного музыкального образования современных и информационно-коммуникативных технологий и средств; на создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся младших классов и преподавателей школ искусств Свердловской области.

Конкурс проводился в двух форматах:

Очный конкурс — непосредственное участие и выполнение конкурсных заданий в течение одного дня.

и Заочный конкурс музыкально-художественных презентаций, подготовленных учеником (группой обучающихся) под руководством преподавателя.

В очном конкурсе приняли участие 4 команд из городов: Верхняя Салда, Краснотурьинск (ДМШ №1), Сухой Лог и п. Калья г. Североуральск.

Программа очного конкурса включала ряд увлекательных, разнообразных и достаточно сложных заданий:

- Домашнее задание очного конкурса включало в себя анализ музыкального произведения в виде музыкально-художественной (мультимедийной) презентации в формате Power Point 2003, 2007, подготовленной командой учащихся, принимающих участие в очном конкурсе. Перечень произведений, предлагаемых для домашнего задания (по выбору участников) включал:

• С.С. Прокофьев Мимолетность №10;

• С.С. Прокофьев Мимолетность №11;

• С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»;

• С. Слонимский «Мультфильм с приключениями» и др.

Презентации участников конкурса содержали разнообразные элементы: текст, иллюстрации, фрагменты литературных произведений, рисунки, нотные примеры, аудио и видеоматериалы, включая записи анализируемого музыкального произведения.

- «Здравствуйте, давайте знакомиться…» — музыкальное приветствие (представление) команд-участниц путем исполнения (соло, ансамблем) или театрализации любого произведения, связанного с тематикой конкурса.

- «Калейдоскоп образов, героев и событий» — музыкальная викторина, где требовалось после прослушивания музыкального фрагмента определить автора, название произведения и тип музыкального героя (герой-рассказчик, герой-персонаж, лирический герой, герой-созерцатель, сценический герой, герой-оратор), а также музыкальный портрет, музыкальный пейзаж, бытовую сценку, комическую сценку из произведений, входящих в программные требования конкурса.

- «Знатоки» — включал

• кроссворд;

• текстовое задание на определение понятий и определений, указанных в программных требованиях;

• определение героев, автора и название пяти музыкальных произведений по предложенной картинке с изображением ряда предметов и персонажей;

• определение соответствия предметов структуре периода и сонатно-симфонического цикла.

- «Музыкальная драматургия»: задания на интерактивной доске, предполагающие знание композиционных приемов развития (периодичность, суммирование, дробление) на примере мелодий популярных детских песен; а также определение по фрагменту нотного текста из произведений, входящих в программные требования, основных приемов развития музыкальной темы: точный повтор, неточный повтор (с изменениями), секвенция, контраст.

- «Интонационные загадки» — задание на интерактивной доске, ориентированное на выявление умений определения типа интонаций (речевая, кантилена, сигнал, моторное движение) на примере музыкальных произведений в соответствии с программными требованиями конкурса; и стилей композитора-классика, композитора-романтика, композитора-импрессиониста. При правильном ответе появлялся портрет композитора, назвав которого, команда имела возможность получить дополнительный балл.

По мнению членов жюри и участников конкурса, предложенные задания были творческими и разнообразными, порой неожиданными, но всегда продуманными и методически грамотно составленными. Это позволило юным музыкантам в полной мере продемонстрировать свои знания, умения и опыт, полученные на уроках слушания музыки и в процессе подготовки к данному конкурсу.

В течение всего конкурса царила атмосфера творчества и праздника. И дети и взрослые радовались новой встрече, новым знакомствам и возможностью испытать себя в «музыкальных соревнованиях».

Во время знакомства с каждой командой зрители активно приветствовали выступающих, с интересом наблюдая за своими соперниками. По мнению жюри, каждое выступление было уникальным, все команды ярко, живо и весело представили собственные идеи творчески, с юмором и позитивом.

Незабываемое впечатление оставили театрализации команд МАУ ДО «Детская школа искусств поселка Калья», МБУ ДО «Сухоложская детская музыкальная школа», МБУ ДО «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1».

Как отмечают члены жюри, в музыкальной викторине были использованы интересные фрагменты (характерные, но не всегда самые известные и популярные) произведений, обозначенных в Положении конкурса; ее результаты следует считать высокими: 67% от максимально возможного количества баллов набрала команда, занявшая последнее место в данном конкурсе. Это позволяет говорить о том, что в процессе подготовки к конкурсу преподаватели уделили особое внимание слушанию и анализу музыкальных произведений программных требований конкурса (включая характерные особенности и используемые композиторами средства выразительности). Данный вывод подтверждают и результаты конкурса «Знатоки»: 75% участников набрали максимальное количество баллов и лишь на 1 балл отстали остальные участники.

Огромный интерес вызвали задания на интерактивной доске в блоках «Музыкальная драматургия» и «Интонационные загадки», где требовалось не просто знание композиционных приемов развития, но и умение применить эти знания и слуховые навыки в практической деятельности, используя примеры из популярных детских песен, а также слыша и анализируя внутренним слухом нотные примеры музыкальных произведений и устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. Поэтому достигнутые результаты трудно считать случайным.

Решая «интонационные загадки» на интерактивной доске, дети продемонстрировали сформированные умения по определению различных типов интонаций и стилистических особенностей произведений композиторов-классиков, композиторов-романтиков, композиторов-импрессионистов.

Оценку за точность и правильность выполнения заданий участники конкурса «получали» непосредственно после его выполнения (звучали аплодисменты, появлялись картинки, портреты композиторов).  

Всем (без исключения!) детям понравилось участвовать в конкурсе «Музыкальный калейдоскоп», уже сейчас они готовы начать подготовку к предстоящим музыкальным творческим соревнованиям – эти выводы позволил сделать анализ анкет участников конкурса, их преподавателей и родителей. Благодаря целенаправленной и насыщенной подготовительной работе ученики младших классов узнали много нового и интересного, расширив свой кругозор. Как отмечают дети МАУ ДО «ДШИ» п. Калья, у них «разыгрался аппетит» к покорению новых вершин искусства музыки. 

Члены жюри и оргкомитет конкурса выразили благодарность всем преподавателям, подготовившим команды для участия в областном конкурсе «Музыкальный калейдоскоп».

                                  

Участие в заочном конкурсе предусматривало представление анализа или исполнительской интерпретации одного из музыкальных произведений, предложенных Положением, подготовленного учеником или группой обучающихся самостоятельно или под руководством преподавателя.

В заочном конкурсе было представлено 9 детских работ (г. Арти, Верхняя Салда (Верхнесалдинская ДШИ – 2 работы), Екатеринбург (ДШИ № 8), Нижняя Салда, Новоуральск, Серов (ДМШ им. Г. Свиридова), п. Верх-Нейвинский и п. Рудничный.

Все работы участников заочного конкурса представлены в номинации «Анализ музыкального произведения». Из общего числа 4 конкурсные работы -   индивидуальные, и 5 – групповые.

Конкурсные материалы были представлены в различных формах (текст анализа, письменные, аудио и видеопояснения, рассказ, стихотворение, рисунки, фотоматериалы, художественные примеры); в форматах мультимедийной презентации Power Point 2003, 2007 или редактора WORD.

Члены жюри оценивали:

-             Художественное оформление и стилевое единство презентации.

-             Логичность и аргументированность изложения материала.

-             Содержательное наполнение, информационная значимость, актуальность, целесообразность и качество подобранных материалов; их соответствие выбранной тематике.

-             Приемы, используемые для подачи и запоминания материала. Композиционное расположение информации на слайде.

-             Интерактивность презентации (эффективность использования гиперссылок, кнопок, макросов), удобство использования, понятность инструкции.

-             Представление информации на слайдах с точки зрения эффективности восприятия аудиторией.

-             Индивидуальное прочтение (интерпретация, отношение) авторского замысла и обоснованность используемых интегративных связей и художественно-образных параллелей. 

-              Точность в передаче личного восприятия эмоционального строя музыки, музыкального образа через словесную характеристику (эпитеты, сравнения, ассоциации и чем они вызваны: движением, действием, событием), логическую связь музыкального образа с жанровыми истоками (пение, речь, размышление, звукоизобразительность).

-              Аргументированность выбора доминирующих (преобладающих) элементов музыкальной речи (мелодия, ритм, ладотональность, интонация, фактура, штрихи, темп, динамика) в соответствии с музыкальными образами (образом).

-              Умение аргументировать и обосновать свою точку зрения.

 

По мнению жюри, конкурсные работы показали разный уровень компетентности их создателей в вопросах информационно-коммуникативных технологий, в вопросах анализа музыкальных произведений, включая использование материалов учебников, в вопросах самостоятельности обучающихся и степени помощи преподавателей при подготовке к конкурсу «Музыкальный калейдоскоп», поэтому для обеспечения объективности оценки каждой конкурсной работы члены жюри очень внимательно просматривали материалы, выработав единые подходы к критериям и показателям.  

Однако, при проведении данного конкурса в дальнейшем следует обратить внимание на повышение доли самостоятельной работы обучающихся, на развитие их аналитических умений, а также умений выражать и обосновать собственную точку зрения (мнение), а при необходимости привести веские аргументы.

Членами жюри была отмечена хорошая организация конкурса и высокое качество подготовки участников очных и заочных соревнований.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

165